Русский фотограф Прокудин-Горский

 

На главную Фотоальбомы. Гостевая книга.  

Сергей Михайлович Прокудин-Горский (18 (30) августа 1863, Фуникова Гора, Покровский уезд, Владимирская губерния, Российская империя — 27 сентября 1944, Париж, Франция) — русский фотограф, химик (ученик Менделеева), изобретатель, издатель, педагог и общественный деятель, член Императорского Русского географического, Императорского Русского технического и Русского фотографического обществ. Внёс значительный вклад в развитие фотографии и кинематографии. Пионер цветной фотографии в России, создатель «Коллекции достопримечательностей Российской империи».

Биография:
Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился 18/30 августа 1863 года в родовом имении Прокудиных-Горских Фуникова Гора в Покровском уезде Владимирской губернии. 20 августа (1 сентября) 1863 года он был крещен в ближайшей к имению церкви Архангела Михаила Архангельского погоста (на кладбище которого в 2008 г. обнаружено надгробие полного тёзки С. М. Прокудина-Горского).
По семейному преданию, учился в Александровском лицее, однако документами это не подтверждено. Закончил в 1889 году Технологический институт в Санкт-Петербурге, где посещал лекции Менделеева. Изучал также живопись в Императорской Академии художеств. Затем продолжил своё обучение на химика в Берлине и Париже, где сотрудничал с химиками и изобретателями Жюлем-Эдме Момене и Адольфом Мите. Вместе с ними занимался разработкой перспективных методов цветной фотографии.
Вернувшись в Россию в середине 1890-х годов, женился на Анне Александровне Лавровой (1870—1937) — дочери русского металловеда и директора товарищества гатчинских колокольных, медеплавильных и сталелитейных заводов Лаврова. Сам Прокудин-Горский стал директором правления на предприятии своего тестя.
В 1897 году Прокудин-Горский начал делать доклады о технических результатах своих фотографических исследований Пятому отделу Императорского русского технического общества (ИРТО) (он продолжил эти доклады до 1918 года). В 1898 году Прокудин-Горский стал членом Пятого фотографического отдела ИРТО и выступил с сообщением «О фотографировании падающих звёзд (звёздных дождей)». Уже в то время он являлся российским авторитетом в области фотографии, ему было поручена организация курсов практической фотографии при ИРТО. В 1898 году Прокудин-Горский опубликовал первые книги из серии работ по техническим аспектам фотографии: «О печатании с негативов» и «О фотографировании ручными фотоаппаратами». В 1900 году Русское техническое общество показало чёрно-белые фотографии Прокудина-Горского на Всемирной Парижской выставке.
2 августа 1901 года в Петербурге открылась «фотоцинкографическая и фототехническая мастерская» С. М. Прокудина-Горского, где в 1906—1909 годах располагалась лаборатория и редакция журнала «Фотограф-любитель», в котором Прокудин-Горский опубликовал серию технических статей о принципах воспроизведения цвета
В 1902 году Прокудин-Горский в течение полутора месяцев обучался в фотомеханической школе в Шарлоттенбурге (около Берлина) под руководством доктора Адольфа Мите. Последний в том же 1902 году создал свою модель камеры для цветной съёмки и проектор для демонстрации цветных снимков на экране.
13 декабря 1902 года Прокудин-Горский впервые объявил о создании цветных диапозитивов по методу трёхцветной фотографии А. Мите, а в 1905 году запатентовал свой сенсибилизатор, значительно превосходивший по качеству аналогичные разработки иностранных химиков, в том числе сенсибилизатор Мите. Состав нового сенсибилизатора делал бромосеребряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру.
В 1903 году Прокудин-Горский опубликовал брошюру «Изохроматическое фотографирование ручными фотоаппаратами».
Точная дата начала цветных съемок Прокудиным-Горским в Российской империи до сих пор не установлена. Наиболее вероятным является, что первая серия цветных снимков была сделана в ходе поездки по Финляндии в сентябре-октябре 1903 года.
В 1904 году Прокудин-Горский снимал цветные фотографии Дагестана (апрель), Черноморского побережья (июнь) и Лужского уезда Санкт-Петербургской губернии (декабрь).
В апреле — сентябре 1905 года Прокудин-Горский совершил первую большую фотопоездку по России, в ходе которой снял около 400 цветных фотографий Кавказа, Крыма и Украины (включая 38 видов Киева). Все эти снимки он планировал издать в виде фотооткрыток по договору с Общиной Святой Евгении. Однако из-за политических потрясений в стране и вызванного ими финансового кризиса договор был расторгнут в том же 1905 году, и свет увидели лишь около 90 открытых писем.
С апреля по сентябрь 1906 года Прокудин-Горский проводил много времени в Европе, участвуя в научных конгрессах и фотовыставках в Риме, Милане, Париже и Берлине. Он получил золотую медаль на Международной выставке в Антверпене и медаль за «Лучшую работу» в области цветной фотографии от фотоклуба в Ницце.
В декабре 1906 года Прокудин-Горский первый раз отправился в Туркестан: для фотографирования солнечного затмения 14 января 1907 года  (англ.)русск. в горах Тянь-Шаня близ станции Черняево над Салюктинскими копями. Хотя затмение не удалось запечатлеть из-за облачности, в январе 1907 года Прокудин-Горский сделал много цветных снимков Самарканда и Бухары.
В мае 1908 года Прокудин-Горский ездил в Ясную Поляну, где сделал серию снимков (более 15), в том числе несколько цветных фотографических портретов Льва Николаевича Толстого. В своих записях Прокудин-Горский отметил, что писатель «особенно живо интересовался всеми новейшими открытиями в различных областях, а равно и вопросом передачи изображения в истинных цветах». Кроме того, известны два сделанных Прокудиным фотопортрета Фёдора Шаляпина в сценических костюмах. По некоторым сведениям, Прокудин-Горский фотографировал также членов царской семьи, но эти фотоснимки обнаружить пока не удалось; возможно, они безвозвратно утрачены.
30 мая 1908 года в залах Академии художеств прошёл показ цветных проекций фотографий, сделанных Прокудиным-Горским. Его снимки древних ваз — экспонатов Эрмитажа — впоследствии были использованы для реставрации их утраченного цвета.
Прокудин-Горский выступал с лекциями о своих достижениях в области цветной фотографии, используя диапозитивы, в Императорском Русском техническом обществе, Петербургском фотографическом обществе и в других учреждениях города.
В это время Сергей Михайлович задумал грандиозный проект: запечатлеть в цветных фотографиях современную ему Россию, её культуру, историю и модернизацию. Прокудин-Горский в мае 1909 году получил аудиенцию у императора Николая II, который поручил ему заснять всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю. Для этого фотографу был выделен специально оборудованный железнодорожный вагон. Для работы на водных путях Министерство выделило небольшой пароход, способный идти по мелководью, с командой, а для реки Чусовой — моторную лодку. Прокудину-Горскому были выданы царской канцелярией документы, дававшие доступ во все места империи, а чиновникам было предписано помогать Прокудину-Горскому в его путешествиях.
Все съёмки Сергей Михайлович проводил на свои средства, которые постепенно истощились.
В 1909—1916 годах Прокудин-Горский объездил значительную часть России, фотографируя старинные храмы, монастыри, заводы, виды городов и разнообразные бытовые сцены.

Вскоре после Октябрьской революции 1917 года Прокудин-Горский участвовал в создании Высшего института фотографии и фототехники (ВИФФ), который был официально учреждён декретом от 9 сентября 1918 г., уже после отъезда Прокудина-Горского за границу. В последний раз его коллекция фотографий демонстрировалась в России 19 марта 1918 года в Зимнем дворце В конце августа 1918 года Прокудин-Горский покинул РСФСР и уехал в Норвегию, а затем в Англию. Благодаря «удачному стечению обстоятельств» несколько лет спустя ему удалось получить разрешение на вывоз из Советской России во Францию части его фотоколлекции (не менее 2300 негативов). В 1923 году вывоз состоялся.
В 1920—1922 годах Прокудин-Горский написал серию статей для «British Journal of Photography» (Британский журнал по фотографии)и получил патент на «фотоаппарат для цветной кинематографии»
Переехав в 1922 году в Ниццу, Прокудин-Горский работал вместе с братьями Люмьер. До середины 1930-х годов фотограф занимался просветительской деятельностью во Франции и даже собирался сделать новую серию фотографий художественных памятников Франции и её колоний. Эта идея частично была реализована его сыном Михаилом Прокудиным-Горским.
Скончался Сергей Михайлович Прокудин-Горский в Париже спустя несколько недель после освобождения города от немцев войсками союзников. Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

 


Фото Прокудина - Горского о Рязани.

Рязань. Спасский монастырь с северо-запада. 1912 год.

Спасский монастырь находится на территории Кремля, к югу от Успенского собора. Спасский (или Спасо-Преображенский) мужской монастырь существовал уже в XV в. Самый старый сохранившийся храм относится к XVII в. Это Богоявленская церковь с шатровой колокольней (слева), построенная около 1647 г. - один из наиболее ценных памятников архитектуры Рязани. Справа в глубине - Спасо-Преображенский собор (1702 г.). В 1920 г. монастырь был закрыт. К счастью, его здания сохранились.

 

 

 

Спасский (или Спасо-Преображенский) мужской монастырь существовал уже в XV в. Самый старый сохранившийся храм относится к XVII в. Это Богоявленская церковь с шатровой колокольней (слева), построенная около 1647 г. - один из наиболее ценных памятников архитектуры Рязани.

 

 

 

Рязань. Вид с востока. 1912 год.

Снимок сделан с колокольни Успенского собора. Справа на краю склона - церковь Спаса на Яру, построенная в 1695 г. К счастью, эта красивая, стройная церковь сохранилась до нашего времени. Левее и дальше - Борисоглебская церковь (1687 г., сохранилась). Дальше и значительно левее - еще один монументальный храм XIX века. Это церковь св. Александра Невского в Троицкой слободе (называемая также Троицкой церковью). Она была построена на пожертвования рязанских крестьян в 1884 году. В советское время храм использовался как клуб железнодорожников, зернохранилище, склад, впоследствии окончательно разрушен, а на его месте построен дворец культуры профсоюзов. У левого края фотографии - здание духовной семинарии, построенное в 1816 г. петербургским архитектором А.А.Михайловым 2-м (сохранилось). Оно обращено к нам задней стороной.

 

 

 

Вид с колокольни на северо - запад.

В левой части фотографии - Соборная улица (в советское время - ул. Революции). Примечательно пятое по счету здание по правой стороне, обращенное к нам длинным боковым фасадом. Это городской театр (вторая половина XIX в.). Здание сохранилось и используется по назначению (нынешнее название - театр на Соборной). Сейчас оно покрашено в желтый и белый цвет. Вдоль левой стороне улицы расположены телеграфные (или электрические?) столбы. У правого края фотографии, вдали - духовная семинария (это здание видно также на предыдущей фотографии). Левее - высокий барабан с куполом и колокольня Владимирской церкви, построенной в 1693 - 1695 гг. Этот ценный памятник архитектуры XVII века преступно уничтожен советскими властями.

 

 

Рязань. р. Трубеж и собор Рождества Христова. 1912 год.

На переднем плане Христорождественский собор. Нынешняя окраска этого храма отличается от той, которая видна на фотографии Прокудина-Горского: теперь здание выкрашено в желтый и белый цвет. Полностью утрачен декор аттика над портиком: нет не только фресок, но и их обрамлений. Справа в отдалении Архиерейский дом. За ним на заднем плане - церковь Сошествия Святого Духа (1642, зодчий Василий Харитонович Зубов; колокольня построена в 1864 г. на месте более древней, арх. Стопычев)

 

 

 

Рязань. Общий вид с севера. 1912 год.

Красивый храм в левой части фотографии - Николо-Дворянская церковь, построенная в 1767 г. (колокольня - видимо, более поздняя). В советское время эта церковь варварски изуродована и исключена из панорам города: уничтожены восьмерик над основным объемом, завершение трапезной, верхние ярусы колокольни, растесаны окна, покалечен декор. В настоящее время (2008 г.) храм собираются восстанавливать. Справа - большое здание весьма казенной архитектуры (далеко не лучшее произведение классицизма). Это присутственные места. У правого края фотографии над окнами верхнего этажа видна вывеска с надписью "Губернские присутственные места". У левого края фасада над окнами первого этажа - вывеска с государственным гербом России и надписью "Губернская типография". Перед присутственными местами - небольшое здание гауптвахты (1838, арх. Н.И.Воронихин). Оно обращено сюда боковым и задним фасадами; главный фасад, украшенный колоннами, не виден. Здание сохранилось. У правого края фотографии, за присутственными местами видно здание с шестиколонным портиком, частично закрытое зеленью - первая мужская гимназия - один из лучших памятников архитектуры классицизма в Рязани (1808 г.; первоначально дом Кузнецовых, приобретен гимназией в 1815 г.). Немного левее купола Николо-Дворянской церкви видны деревянный фронтон и верхняя часть колонн на фасаде торговых рядов (начало XIX в.)

 

 

 

Рязань. Общий вид с колокольни Успенского собора с северо-востока. 1912 год.

.

 

 

Рязань. Успенский собор с востока. 1912 год.

На переднем плане - ограда Спасского монастыря. За ней - братский корпус. Справа в глубине видны Богоявленский и часть Спасо-Преображенского собора.

 

 

Здание называли "Дворцом князя Олега". Во фронтоне здания была фреска с изображением рязанского князя Олега, жившего в XIV веке. Архиерейский дом строился в несколько приемов. Первоначальное одноэтажное здание на подклете с церковью было построено в 1653 - 1655 г. зодчим Юрием Корнильевичем Яршовым для архиепископа Мисаила (в 1655 г. Мисаил был убит мордвой и похоронен в Архангельском соборе). В 1658 г. Архиерейский дом был надстроен на один этаж, а в 1692 г. появился третий этаж, украшенный в духе нарышкинского барокко (зодчий Григорий Леонтьевич Мазухин). Наконец, в 1778 - 1780 гг. здание было значительно расширено вглубь. В наше время окраска Архиерейского дома несколько отличается от той, которая видна на фотографии Прокудина-Горского: главный фасад - белый, с выделением деталей декора красным цветом. Фрески во фронтоне теперь нет.

 

 

 

 

Каменная резьба Успенского собора.

 

 

 

 

Рязань. Бывшая великокняжеская церковь во имя Архистратига Михаила рядом с Успенским собором.1912

 

 

 

 

 

Спасский (или Спасо-Преображенский) мужской монастырь существовал уже в XV в. Самый старый сохранившийся храм относится к XVII в. Это Богоявленская церковь с шатровой колокольней (слева), построенная около 1647 г. - один из наиболее ценных памятников архитектуры Рязани.

 

 

 

 

Вид с колокольни. Что было и что стало.

 

 

 

 

Рязань. Церковь (собор) Бориса и Глеба, вид с юго-востока

 

 

Борисоглебская церковь (ныне собор) построена в 1687 г. (на том месте, где когда-то стояла древняя церковь 1152 г.). В 1841 г. была расширена трапезная. В 1870-1873 гг. трапезная расширена еще раз и построена новая колокольня. В советское время храм оставался действующим, причем он стал кафедральным собором Рязани.

 

 

 

Постройка плотины близ села Кузминского. 1912 год

Рязанская область.

 

 

 

Постройка шлюза близ села Кузминского. 1912 год

 

 

 

Работы по постройке плотины. 1912 год

Рязанская область.

 

 

 

Работы по постройке шлюза. 1912 год

Места, изображенные на фото, находятся на территории бывших Рязанской и Московской губерний. Теперь это Рязанская и Московская области, причем граница между областями не совпадает с границей между прежними губерниями.

 

 

 

1

Устой для плотины. 1912 год

Рязанская область.

 

 

 

Распилка бревен. 1912 год

Рязанская область.

 

 

 

 

 

1912 Склад цемента с.Кузьминское.

 

 

 

 

Машинное отделение Кузьминской дизельной электростанции

На снимке два дизель-генератора для выработки электроэнергии. Рязанская область.

 

 

 

 

Насосы для откачивания воды. 1912

Насос в центре приводится в действие от паровой машины (слева) через ременную передачу. Дальние насосы работают от электродвигателей. Рязанская область.

 

 

 

Забивка свай и шпунтов для флютбета плотины 1912.

 

 

 

 

Железнобетонные стенки шлюза.1912 село Кузьминское. Прокудин-Горский.

 

 

 

 

Заканчивающаяся часть шлюза. 1912 год

 

 

 

 

 

Судно на фоне, строящейся плотины в с.Кузьминское Прокудин-Горский 1905-1915.

 

 

 

1912

Старинное село Белоомут находится на территории Рязанской губернии, ныне - в Московской области. Ниже, представлены фотографии строительства гидроузла в этом селе в 1912 году.

 

 

 

 

Барак Министерства Путей Сообщения. 1912.

В перспективе снимка- село Белоомут. Барак М.П.С. находится на правом берегу Оки ниже по течению в районе ж/д ст.Горки (сейчас ст.Фруктовая). Слева- церковь Трех Святителей, в центре - Преображенская церковь в Верхнем Белоомуте. Справа - Преображенская церковь в Нижнем Белоомуте. Слева - инженер Нестор Платонович Пузыревский, автор проекта плотины на реке Оке у Белоомута. Луховицкий район. Московская область.

 

 

 

Белоомут. Лесопилка

Лесопилка находится на левом берегу Оки у строящегося шлюза.

 

 

 

Белоомут. Камнедробилка. 1912.

 

 

 

 

Белоомут. Рязанская губерния.

Плетение железо-бетонной арматуры для стенок шлюза. 1912.

На снимке инженер Нестор Платонович Пузыревский, автор проекта плотины на реке Оке у Белоомута.

 

 

 

Бетонировка флютбета плотины, Белоомут. 1912.

В центре- инженер Нестор Платонович Пузыревский, автор проекта плотины на реке Оке у Белоомута, где и сделан снимок. Луховицкий район. Московская область.

 

 

 

Тонкие устои плотины и часть оконченного флютбета. 1912.

 

 

 

Насосы для выкачивания воды. 1912.

 

 

 

Белоомут. Работы по постройке шлюза. 1912 год

 

 

 

Белоомут. Бараки подрядчика. 1912 год

 

 

 

 

Бетоньерка для размешивания цемента. 1912

 

 

 

 

Заготовленный материал. 1912.

 

 

 

 

Снимок Прокудина-Горского Народные женские наряды Ряз.Губ. 1913 г. Кустарной выставки в Петерб.1913 г.

"Рязанской губернии народные женские наряды. а) Михайловского уезда. b) Сапожковского уезда. с) Рязанского уезда. Из Кустарного музея Рязанского губернского земства":

 

 

<Назад  

Рейтинг@Mail.ru