Альбом: Русский царь Николай II.

 

 

На главную Фотоальбомы.  

 

 

 

Чтобы взойти по великой небесной лестнице любви, надо самому стать камнем, ступенькой этой лестницы, на которую, поднимаясь вверх, будут ступать другие. Александра Федоровна Романова.

 

 

 

 

 


Российский император Николай II (в центре), императрица Александра Федоровна (слева) и цесаревич Алексей (на руках справа) в Кремле. Празднование 300-летия Дома Романовых.
Фото: РИА Новости

 

11 фактов о Николае II, которых вы, возможно, не знаете

Последний российский император любил портвейн, разоружал планету, воспитывал пасынка и чуть не перенес столицу в Ялту.
Николай II вступил на престол ровно 120 лет назад, 2 ноября 1894 года. Что мы все помним об этом царе? В основном в голове застряли школьные штампы: Николай кровавый, слабый, был под сильным влиянием жены, виноват в Ходынке, учредил Думу, разогнал Думу, расстрелян под Екатеринбургом... Ах да, еще провел первую перепись населения России, записав себя "хозяин земли русской". Да еще Распутин сбоку маячит со своей сомнительной ролью в истории. В общем, образ получается такой, что любой школьник уверен: Николай II - чуть ли не самый позорный российский царь за все эпохи. И это при том, что от Николая и его семьи осталось больше всего документов, фотографий, писем и дневников. Сохранилась даже запись его голоса, довольно низкого. Его жизнь досконально изучена, и при этом - почти неизвестна широкой публике за пределами штампов из учебника. Знаете ли вы, например, что:


1) Николай принял престол в Крыму. Там, в Ливадии, царском имении близ Ялты, умер его отец Александр III. Растерянный, буквально плачущий от свалившейся на него ответственности молодой человек - вот как будущий царь тогда выглядел. Мать, императрица Мария Федоровна, не хотела присягать этому своему сыну! Младшего, Михаила - вот кого видела она на троне.

 

2) И раз уж речь зашла о Крыме - именно в Ялту он мечтал перенести столицу из нелюбимого Петербурга. Море, флот, торговля, близость европейских границ... Но не решился, разумеется.

 

 

Цесаревич 1889 год. Через несколько лет Николай отпустит бороду и будет носить её до конца жизни.

 

 

 

Осенью и весной царская семья часто жила в Крыму, в жаркие месяцы ездили отдыхать в Финляндию. Девочки в лодке - старшие дочери.

 

 

3) Николай II едва не передал престол старшей дочери Ольге.

В 1900 году он заболел тифом (опять-таки в Ялте, ну прямо судьбоносный город для семьи последнего русского императора). Царь умирал. Со времен Павла I закон предписывал: престол наследуется только по мужской линии. Однако в обход этого порядка зашла речь об Ольге, которой тогда было 5 лет. Царь, впрочем, выкарабкался, выздоровел. Но мысль устроить переворот в пользу Ольги, а затем выдать ее замуж за подходящего кандидата, который и станет управлять страной вместо непопулярного Николая - эта мысль долго еще будоражила царских родственников и толкала их на интриги.


4) Редко говорят о том, что Николай II стал первым глобальным миротворцем.

В 1898 году с его подачи была опубликована нота о всеобщем ограничении вооружения и разработана программа международной мирной конференции. Она прошла в мае следующего года в Гааге. Участвовали 20 европейских государств, 4 азиатских, 2 американских. В головах тогдашней передовой интеллигенции России этот поступок царя попросту не укладывался. Как так, ведь он милитарист и империалист?! Да, идея о прообразе ООН, о конференциях по разоружению зародилась именно в голове Николая. Причем задолго до мировой войны.

 

 

 

Будучи наследником, Николай совершил 9-месячное путешествие на Дальний Восток - через Австро-Венгрию, Грецию, Египет, Индию и Китай доехал до Японии, а затем вернулся через Сибирь. В Японии на него напал полицейский - успел нанести мечом несколько ран.

 

5) Именно Николай достроил сибирскую железную дорогу.

Она до сих пор главная артерия, связывающая страну, однако почему-то ее не принято ставить в заслугу этому царю. Между тем сибирскую железную дорогу он причислял к главным своим задачам. Николай вообще предчувствовал многие вызовы, которые России пришлось затем разгребать в XX веке. Говорил, например, о том, что население Китая астрономически растет, и это повод укреплять и развивать сибирские города. (И это в то время, когда Китай называли спящим).
О реформах Николая (денежная, судебная, винная монополия, закон о рабочем дне) также упоминают нечасто. Считается, что раз реформы были начаты в предыдущие царствования - то и заслуги Николая II вроде как особой нет. Царь "всего лишь" тянул эту лямку и жаловался, что "работает как каторжный". "Всего лишь" подвел страну к тому пику, 1913 году, по которому потом еще долго будут сверять экономику. Всего лишь утвердил в полномочиях двух знаменитейших реформаторов - Витте и Столыпина. Итак, 1913 год: крепчайший золотой рубль, доходы от экспорта вологодского масла выше, чем от экспорта золота, Россия - мировой флагман в торговле зерном.

 

 

 

Редкий случай: царь женился по любви и сохранил ее всю жизнь. С женой, императрицей Александрой Федоровной.

6) Николай был как две капли воды похож на двоюродного брата, будущего английского короля Георга V. Их матери - сестры. "Ники" и "Джорджи" путали даже родственники

 

"Ники" и "Джорджи". Похожи так, что их путали даже родственники.

 

7) Воспитывал приемных сына и дочь.

Точнее, детей своего дяди Павла Александровича - Дмитрия и Марию. Их мать умерла родами, отец довольно скоро вступил в новый брак (неравный), и двух маленьких великих князей в итоге растил лично Николай, те звали его «папа», императрицу - «мама». Дмитрия любил как собственного сына. (Это тот самый великий князь Дмитрий Павлович, который потом вместе с Феликсом Юсуповым убьет Распутина, за что будет сослан, уцелеет во время революции, сбежит в Европу и даже успеет там закрутить роман с Коко Шанель).

 

 

 

Великий князь Дмитрий Павлович, которого с 1905 года воспитывал Николай II. Фактически - приемный сын.

 

 

8) Солдатскую амуницию испытывал на себе.

Проверяя армейских поставщиков - не подсунули ли гнилое сукно, - облачился в шинель и полное снаряжение рядового и прошел в таком виде 14 километров по жаре.

 

 

Испытывая форму рядового, Николай II прошел по жаре14 км в полном обмундировании. Остался доволен.

 

 

9) Из всех вин больше всего любил крымский портвейн, но знал меру.

Хотя и не без удовольствия фиксировал в дневнике: "Попробовал 6 сортов портвейна и слегка надрызгался, отчего спал прекрасно" (август 1906 г.). Курил же царь и вовсе как паровоз - одну за другой.

 

 

На охоте в Беловеже с супругой императрицей.

 

 

10) Не выносил женского пения. Сбегал, когда супруга, Александра Федоровна, или какая-то из дочерей или фрейлин садилась за рояль и заводила романсы. Придворные вспоминают, что в такие минуты царь жаловался: «Ну, завыли...».


11) Очень много читал, особенно современников, выписывал массу журналов. Больше всего любил Аверченко.

 

 

 

Наталья Садовникова

 

 

 

 

 

Уникальный альбом с фотографиями царской семьи.


Некоторое время назад, при ремонте старого дома в г. Таллинн, был найден тайник, в котором был спрятан уникальный альбом с фотографиями Царской Семьи.
В альбоме собраны десятки портретов императора Николая II, его жены, дочерей, наследника Алексея и др. членов царской семьи, включая великих князей и правителей империй того времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Великая любовь

 

В 2013 году исполняется 400 лет династии Романовых. 300 лет правили Романовы Россией. Мы знаем их как царей.  Историки, экономисты, политологи оценивают их действия с точки зрения значимости событий, произошедших с нашей страной. Но будучи правителями России, они не переставали быть просто людьми с обыкновенными человеческими чувствами. Только поддаваться этим чувствам было нельзя: жизнь Государя принадлежит его стране. 15 марта 1917 года Император Николай II отрёкся от престола. В этот же день была дивным образом явлена икона Матери Божией Державная.

     Об Императоре Николае II и его семье много написано, много сказано. Кто-то почитает их святыми, кто-то ненавидит, кто-то винит в гибели России. Я не буду пересказывать труды историков, анализировать различные точки зрения. Я прошу позволить мне познакомить вас, дорогие читатели блога, с историей любви Николая и Александры Романовых.

 

 

Александра Федоровна (в девичестве принцесса Алиса Гессен-Дармштадтская) родилась в 1872 году в Дармштадте – столице маленького немецкого государства, герцогства Гессенского. Мать ее умерла в тридцать пять лет. Шестилетнюю Аликс, младшую в большой семье, забрала на воспитание бабушка – знаменитая английская королева Виктория. За светлый характер английский двор прозвал белокурую девочку Санни (Солнышко). В 1884 году двенадцатилетнюю Аликс привезли в Россию: ее сестра Элла выходила замуж за великого князя Сергея Александровича. Наследник русского престола – шестнадцатилетний Николай – влюбился в нее с первого взгляда. Но только через пять лет семнадцатилетняя Аликс, которая приехала к сестре Элле, вновь появилась при русском дворе.

 

     В 1889 году, когда наследнику цесаревичу исполнился двадцать один год, он обратился к родителям с просьбой благословить его на брак с принцессой Алисой. Ответ императора Александра III был краток: «Ты очень молод, для женитьбы ещё есть время, и, кроме того, запомни следующее: ты – наследник Российского престола, ты обручён с Россией, а жену мы ещё успеем найти». Этому браку противилась и бабушка Аликс, английская королева Виктория. В следующий приезд белокурой немецкой принцессы, который состоялся в 1890 году, Николаю не разрешили с ней увидеться.

     В апреле 1894-го Николай отправился в Кобург на свадьбу брата Аликс – Эрни. И вскоре газеты сообщили о помолвке цесаревича и Алисы Гессен-Дармштадтской. В день помолвки Николай Александрович записал в своём дневнике: «Чудесный, незабываемый день в моей жизни – день моей помолвки с дорогой Аликс. Я хожу весь день словно вне себя, не вполне сознавая полностью, что со мной происходит». Он счастлив! Жизнь без любви рано или поздно превращается в прозябание, так как истинную любовь ничем не заменишь: ни деньгами, ни работой, ни славой, ни поддельными чувствами.

14 ноября 1894 года – день долгожданной свадьбы. В свадебную ночь Аликс записала в дневнике Николая.

«Когда эта жизнь закончится, мы встретимся вновь в другом мире и останемся вместе навечно...»  После свадьбы цесаревич запишет в свой дневник: «Невообразимо счастлив с Аликс. Жаль, что занятия отнимают столько времени, которое так хотелось бы проводить исключительно с ней». По переписке Николая и Александры, мы знаем, что любовь и счастье наполняли их обоих. Сохранилось более 600 писем, передающих нам красоту этой любви.


   Царские дети в Европе и России были очень хорошо воспитанными людьми. Воспитанными и образованными для жизни. А семейная жизнь, особенно для государыни, – важнейшее дело ее жизни. Дневниковые записи Александры обнаруживают глубину ее понимания таинств любви и брака.       «Божественный замысел в том, чтобы брак приносил счастье, чтобы он делал жизнь мужа и жены более полной, чтобы ни один из них не проиграл, а оба выиграли. Если все же брак не становится счастьем и не делает жизнь богаче и полнее, то вина не в брачных узах, а в людях, которые ими соединены».
     «Еще один секрет счастья в семейной жизни – это внимание друг к другу. Муж и жена должны постоянно оказывать друг другу знаки самого нежного внимания и любви. Счастье жизни составляется из отдельных минут, из маленьких удовольствий – от поцелуя, улыбки, доброго взгляда, сердечного комплимента и бесчисленных маленьких, но добрых мыслей и искренних чувств. Любви тоже нужен ее ежедневный хлеб».


    Любовь помогла пережить им многие трудности. Долгое время Александра не могла родить наследника престола. В их семье подрастали четыре дочери, а сына всё не было. И вот, наконец, 30 июля 1904 года на свет появился долгожданный сын, будущий монарх России. Но радость была недолгой. Ровно через неделю после рождения мальчика обнаружили, что он болен гемофилией. Эта болезнь неизлечима и коварна.  Но, несмотря на болезнь, цесаревича Алексея воспитывали также, как и других детей.

Дети царственной семьи Романовых – Великие Княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия, и наследник цесаревич Алексей – были необыкновенны своей обыкновенностью. Несмотря на то, что они занимали одно из самых высоких положений в мире и могли пользоваться любыми земными благами, они росли как обычные дети. Их с детства приучали к труду, они много учились. Отец заботился о том, чтобы их воспитание было похожим на его собственное, а мать следила за тем, чтобы дети всегда были заняты. Конечно, дети и играли, и шалили, и даже иногда дрались. Таким образом, они росли нормальными, здоровыми детьми, в атмосфере дисциплины, порядка и почти аскетической простоты. Даже Алексею, которому каждое падение грозило мучительной болезнью и даже смертью сменили постельный режим на обычный ради того, чтобы он обрел мужество и другие качества, необходимые наследнику престола.  

 Царские дети были прекрасны – не только своей внешностью, но в еще большей степени своими душевными качествами. От отца они унаследовали доброту, скромность, простоту, непоколебимое сознание долга и всеобъемлющую любовь к родине. От матери они унаследовали глубокую веру, прямоту, дисциплину и крепость духа. Сама царица ненавидела леность и научила своих детей быть всегда плодотворно занятыми. Когда началась первая мировая война, царица с четырьмя дочерями целиком посвятили себя делам милосердия. Александра и две старшие дочери стали сестрами милосердия, часто работая в качестве помощников хирурга. Солдаты не знали, кто эти смиренные сестры, перевязывающих их раны, часто гнойные и зловонные.

 

«Чем выше положение человека в обществе», – говорил Николай, – «тем больше он должен помогать другим, никогда не напоминая им о своем положении». Будучи сам прекрасным образцом мягкости и отзывчивости к нуждам других, Царь и детей своих воспитал в том же духе. Царица написала дочери Ольге в открытке в день ее рождения: «Старайся быть примером того, какой должна быть хорошая, маленькая, послушная девочка... Учись делать других счастливыми, думай о себе в последнюю очередь. Будь мягкой, доброй, никогда не веди себя грубо или резко. В манерах и речи будь настоящей леди. Будь терпелива и вежлива, всячески помогай сестрам. Когда увидишь кого-нибудь в печали, старайся подбодрить солнечной улыбкой... Покажи свое любящее сердце. Прежде всего, научись любить Бога всеми силами души, и Он всегда будет с тобой. Молись Ему от всего сердца. Помни, что Он все видит и слышит. Он нежно любит своих детей, но они должны научиться исполнять Его волю».


     Боль за своего сына и за судьбу России были очень тяжелым испытанием для царской семьи. Но их любовь, укрепляемая надеждой на Бога, выдержала все испытания. Из письма Александры Фёдоровны Николаю Александровичу в 1914 году: «О, как ужасно одиночество после твоего отъезда! Хотя со мной остались наши дети, но с тобой уходит часть моей жизни – мы с тобой одно целое». Ответ Николая на письмо был не менее трогателен: «Моё возлюбленное солнышко, душка-жёнушка! Любовь моя, страшно тебя недостаёт, что невозможно выразить!..».

            
Письмо Александры Николаю:
«Я плачу, как большой ребёнок. Я вижу перед собой твои грустные глаза, полные ласки. Шлю тебе мои самые горячие пожелания к завтрашнему дню. В первый раз за 21 год мы проводим этот день не вместе, но как я живо всё помню!  Какое счастье и какую любовь ты дал мне за все эти годы».


Письмо Николая 31 декабря 1915 года Александре: «Самое горячее спасибо за всю твою любовь. Если б только ты знала, как это поддерживает меня. Право, не знаю, как бы я выдержал всё это, если Богу не было бы угодно дать мне в жёны и друзья тебя. Я всерьёз это говорю, иногда мне трудно выговорить эту правду, мне легче излагать всё это на бумаге – по глупой застенчивости».    А ведь эти строки написаны людьми, которые прожили 21 год в браке!.. Самое большое счастье было для них – это возвышенность, высокая духовность их отношений. И не будь они царственной четой, они всё равно были бы богатейшими людьми на свете: ведь любовь – высшее богатство и счастье.

 
     Наступил трагический 1917 год. В продолжение нескольких этапов заключения – сперва в своем дворце в Царском Селе, затем в доме губернатора в Тобольске, и, наконец, в ипатьевском доме – «Доме Особого Назначения» – в Екатеринбурге. Их стражи становились все более и более дерзкими, бессердечными и жестокими, подвергая их оскорблениям, насмешкам и лишениям. Царская семья все претерпевала со стойкостью, христианским смирением и полным принятием воли Божией. В это трагическое время императрицу отличали необыкновенное величие духа и «изумительно светлое спокойствие, которое потом поддерживало ее и всю ее семью до дня их кончины». Британский консул Т. Рестон пытался тайно содействовать освобождению Романовых. Но судьба Романовых была уже предрешена... Советская власть рассчитывала подготовить «образцово-показательный» суд над Николаем, но для этого не хватило времени.

В 2 часа ночи с 16 на 17 июля узников разбудили и приказали спуститься в полуподвальный этаж дома, якобы для переезда в другое место. По свидетельствам палачей, императрица и старшие дочери успели перед смертью перекреститься. Первыми были убиты государь и государыня. Они не увидели казни своих детей.       Дипломатическими усилиями европейских держав царская семья могла уехать за рубеж, спастись, как спаслись многие из высокопоставленных подданных России. Ведь даже из места первоначальной ссылки, из Тобольска, можно было поначалу бежать. Почему же все-таки?.. На этот вопрос из далекого восемнадцатого года отвечает сам Николай: «В такое тяжелое время ни один русский не должен покидать Россию». И они остались. Остались вместе навечно, как и обещали друг другу когда-то в юности. 

           P.S. Никого ни в чём не хочу переубеждать, поэтому воздержусь от личных оценок. Но одно хочу сказать: об Императоре Николае II и Императрице Александре Фёдоровне могут быть разные мнения, но о любви Николая и Александры Романовых одно – это великая любовь.  

 

С сайта - "Централизованная система детских библиотек города Рязани".

 

 

 

 

 

ВКЛАД ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II В ПОБЕДУ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

 

Уникальные факты о царской России. В данной статье пойдёт речь о личном вкладе императора Николая II в победу в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг. Это, казалось бы, парадоксальное утверждение о том, что в победе в Великой Отечественной войне есть личный вклад последнего Императора, подтверждается фактами и имеет под собой веские основания.

 

 

Вот несколько фактов: ФАКТ № 1. ЦАРСКИЕ ЛИНКОРЫ ЗАЩИТИЛИ ЛЕНИНГРАД И СЕВАСТОПОЛЬ

Из фильма «Романовы. Царское дело. Фильм 5»: «После русско-японской войны балтийский флот, казалось, перестал существовать. И в это мрачное для моряков время Государь начал вплотную заниматься флотом. Как бы защищая его от нападок прессы, он стал чаще надевать морскую форму, чаще посещать корабли и верфи. И за несколько лет флот был заново отстроен». В 1907 году в Российской империи была утверждена программа постройки броненосцев нового типа – линейных кораблей.

 

 

 

 

Из фильма «История линкоров СССР»: «Линкор – сокращение от словосочетания «линейный корабль». Так в России в 1907 году в память о парусных линейных кораблях 19 века назвали новый тип судов. Линкоры начали строить, исходя из опыта русско-японской войны 1904 года. Новые корабли должны были обладать мощным артиллерийским вооружением, высокой скоростью хода и повышенной боевой живучестью за счёт сильного бронирования. К тому времени подобные корабли уже начала строить Великобритания. Первый из них получил название «дредноут», и это имя стало нарицательным для всех линкоров». Было рассмотрено около 40 проектов судов, из них восемь – от известных иностранных судостроительных заводов. В апреле 1907 года император Николай II одобрил один из четырёх вариантов судостроительной программы, разработанной морским Адмиралтейством. Её целью являлось восполнение утраченного в ходе русско-японской войны корабельного состава. Российская империя с 1909 по 1914 гг. построила 7 линейных кораблей. Тип «Севастополь» (4 ед.) строился на Балтийском заводе, тип «Императрица Мария» (3 ед.) — в Николаеве.

Из фильма «История линкоров СССР»: «16 июня 1911 года в торжественной обстановке был спущен на воду «Севастополь», первый российский линкор – головной корабль из 4-х балтийских дредноутов. Через 3 года, когда уже бушевал пожар Первой мировой войны, линкоры «Севастополь, «Полтава», «Петропавловск» и «Гангут» были приняты на вооружение. В ходе гражданской войны линкоры переименовали. «Севастополь» получил имя «Парижская коммуна», «Петропавловск» – «Марат», а линкор «Гангут» стал называться «Октябрьская революция». Советский Союз собирался построить, но так и не построил ни одного линкора. Поэтому Ленинград и Севастополь во время Великой Отечественной Войны защищали царские линкоры. Из фильма «Ложь Матильды. Оболганный Государь»: Из интервью с Василием Бойко-Великим: «Жители Санкт-Петербурга, которые интересуются своим городом, знают, что немцы остановились во время Второй мировой войны на равнине перед Ленинградом. Никаких рубежей, которые могли бы остановить немцев, не было. Не было речки, оврага, возвышенности. Пулковские высоты немцы взяли. Непонятно, что их остановило на этой равнине после Пулковских высот до Ленинграда. Загадка такая… Ну, понятно, что Жуков приехал, великий наш полководец, понятно, что отступать было некуда. Но можно было отступить ещё километр, два километра – голая степь. Выясняется… что немцы остановились ровно по той линии, которую достигала крупнокалиберная артиллерия царских линкоров. Царские линкоры, созданные по программе царя Николая II, вошли в Неву, встали на якоря и своей артиллерией били по наступающим немцам и ровно до того момента, как снаряды достигали немецких позиций, ровно там они остановились, дальше они не смогли пройти».

Из фильма «История линкорного флота России»: «План молниеносной войны «Барбаросса» не предусматривал морских сражений. Гитлер рассчитывал минами запереть красный флот в портах и уничтожить корабли авиацией, а базы флота захватить ударами с суши. Но под Севастополем, под Ленинградом, под Мурманском молнии блицкрига замерли. Когда не осталось ни танков, ни самолётов, у наземных войск появилась надежная опора, бог войны – артиллерия. Но это были особые орудия. Лето 1941 года. Противник стремится овладеть островом Ханко, запирающим вход в Финский Залив, но натиск остановлен тяжёлыми орудиями 9-й батареи на платформах ТМ-3-12. Это были поднятые из-под воды орудия линкора «Императрица Мария». В годы Первой и Второй мировых войн огневая мощь линкоров в основном использовалась для артиллерийской поддержки сухопутных войск на приморских направлениях.

Из фильма «История линкорного флота России»: Леонид Амирханов, историк фортификации и флота: «Здесь рядом с фортом располагался малый кронштадтский рейд, на котором базировались наши линкоры, знаменитые российские дредноуты, которые, правда, надо сказать, представляли собой, да простят меня моряки, самые настоящие плавучие батареи. Они были построены для Балтики, но Балтика была тесна для них, поэтому, к сожалению, статистика подтверждает, 90 с лишним процентов своих стрельб эти линкоры сделали по береговым позициям, причём, первые выстрелы были сделаны в гражданскую войну, по форту «Красная горка». В дальнейшем эти линкоры принимали активное участие в обороне Ленинграда, и о чем уже говорилось, именно линкоры и береговая артиллерия спасли Ленинград в годы блокады».

 

 

 

Из фильма «История линкоров СССР»: «12 сентября 1941 года. Немецкие войска начали генеральный штурм Ленинграда. Положение города, как никогда, критическое. Все советские корабли и форты открыли огонь, не считаясь с расходом боеприпасов. Среди канонады выделяется гром выстрелов орудий главного калибра линкоров «Марат» и «Октябрьская революция». Снаряды весом полтонны накрывали позиции противника в радиусе до 30 км. Не менее тяжёлая ситуация складывалась и в Крыму. Враг стремился захватить главную базу Черноморского флота – Севастополь. Здесь на защиту города встал линкор «Парижская коммуна». Зимой 41-го черноморцы не пустили врага в Севастополь». Из фильма «Ложь Матильды. Оболганный Государь»: Из интервью с Василием Бойко-Великим: «Там, конечно было несколько факторов, но это один из решающих факторов. Была ещё артиллерия дальнобойная Кронштадтских фортов, была там береговая артиллерия военно-морская. Всё это создано трудами, и по благословению, и по заботе Императора Николая Александровича. Он лично курировал программу развития флота и флотской артиллерии. Поэтому во многом тому, что Ленинград (Санкт-Петербург) не был занят немцами во Второй мировой войне, мы обязаны тоже императору Николаю Александровичу. И таких моментов можно очень много перечислять». Из фильма «История линкоров СССР»: «Мощная артиллерия этих кораблей наносила ощутимый урон немецким сухопутным силам и помогла не пустить врага сначала в Ленинград, а затем надолго задержала его в ходе героической осады Севастополя. Дмитрий Стогний, сотрудник музея «30-я батарея»: «Вот они, те самые 12-дюймовые орудия линкоров-дредноутов российского императорского флота. Здесь крайний правый ствол принадлежал черноморскому линкору «Императрица Екатерина Великая», изготовлен в 1914 году, а два других – с балтийского линкора «Гангут», изготовлены в 1916 и 1917 годах. Снятые с них башни главного калибра до конца века охраняли Ленинград, Севастополь, Владивосток, а легендарная 30-я батарея несёт службу до сих пор. Орудия делал Обуховский сталелитейный завод в Санкт-Петербурге. Несмотря на почтенный возраст, практически 90-летний возраст, эти орудия и по сей день служат российскому военно-морскому флоту и, видимо, послужат ещё долгие годы».

 

 

 

Из фильма «Государь-Император Николай II. Опережая время»: Андрей Борисюк, историк: «Весь линейный флот Советского Союза на сто процентов был представлен линкорами николаевского времени. Техника Николая II опережала время не просто на десятилетия, а, можно сказать, что и на века. Например, до сих пор в составе военно-морского флота на Чёрном море несёт боевую службу корабль «Волхов», спасатель подводных лодок, построенный при Николае II. Он до сих пор осуществляет настоящие боевые выходы, боевое дежурство».

 

ФАКТ № 2. РОМАНОВ-НА-МУРМАНЕ И МУРМАНСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ЗАЩИТИЛИ РУССКИЙ СЕВЕР.

Вы помните повесть Б. Васильева. «А зори здесь тихие»? Вы помните, что защищали девушки? А защищали они Кировскую железную дорогу, которая была архиважным стратегическим объектом. При Николае II она называлась Мурманской.

 

 

Из фильма Владимира Кузнецова «Романов-на-Мурмане»: «1 августа 1914 года Германия объявила войну России. С этого момента тихая жизнь Кольского Севера заканчивается. Уже осенью того же года начинается строительство нового российского порта для приема кораблей союзных войск Англии, Франции и Америки. А на прибрежных сопках вырастают промышленные помещения и жилые дома нового города, который затем получит высокое имя: Романов-на-Мурмане. Для организации обороны от внешних врагов была сформирована флотилия Северного Ледовитого океана, в её состав вошли такие корабли, как миноносец «Грозный» и «Властный», крейсер «Варяг» и линкор «Честный». В далёком 1916 году, когда Россия вела тяжёлые бои с Германией, в торжественной обстановке состоялась церемония основания нового города. В этот день, 4 октября по новому стилю, на холме, где сейчас находится Дом культуры им. Кирова, была заложена памятная доска в основание нового Храма Святителя Николая Чудотворца. Одновременно с закладкой города и порта уже завершалось строительство Мурманской железной дороги». План Мурманской железной дороги. Необходимость строительства Мурманской железной дороги стала особенно острой в годы Первой мировой войны. Стратегическая цель строительства – соединить Петроград с незамерзающим портом Мурманска для транзита грузов с военной техникой и продовольствием от союзников. В декабре 1914 года было создано Строительное управление Мурманской железной дороги. Решающее слово в утверждении маршрута принадлежало Николаю II. Из трёх предложенных вариантов император выбрал маршрут от Петрозаводска, добавив от себя: «Конечно, этот вариант лучший».

Из фильма Владимира Кузнецова «Романов-на-Мурмане»: «Задумайтесь: в январе 1915 года император Николай II утвердил ассигнование средств на строительство железной дороги в размере 330 млн. царских рублей, а к ноябрю 1916 года дорога была уже полностью завершена. О том значении, которое придавал этому городу и Мурманской железной дороге Император, говорят столь значительные средства, выделенные на это строительство. И всё это в условиях тяжёлой Первой мировой войны. На разных этапах строительства было задействовано более 170 тыс. человек: 100 тысяч рабочих из губерний Российской империи, 5,5 тысяч рабочих из Финляндии, 40 тысяч военнопленных, преимущественно венгров, австрийцев и немцев, 10 тысяч завербованных китайцев и даже 500 рабочих из Канады, около 2-х тысяч солдат железнодорожного батальона.

 

 

 

 

Путь протяжённостью более чем 1000 км от Петрозаводска до Кольского залива предстояло проложить в самые сжатые сроки и в крайне сложных условиях, в почти безлюдной местности, в отрыве от баз снабжения, поскольку на всём протяжении пути от Петрозаводска до Колы не было ни одного населённого пункта. И всё-таки, несмотря на все эти трудности, уже 23 апреля 1916 года на участке Мурман – Кандалакша открылось сквозное движение, а вся дорога от Петрозаводска до Мурмана была принята в эксплуатацию в ноябре 1916 года. Дорога, в народе её называли Мурманкой, была построена всего за 1 год и 6 месяцев. И это – без всяких ужасов репрессий, спецпереселенцев, десятков тысяч загубленных душ. Вот какой силой обладала «прогнившая» царская Россия. Мировая история строительства железных дорог не знала подобных примеров. К большому сожалению, наш город стал последним городом Российской империи. Германия с помощью большевиков, совершивших государственный переворот, разгромила русскую армию. Унизительный «Брестский мир» подписывала уже Советская Россия. А в 1918 году большевики вообще открыто вели переговоры с Германией о передаче всего Кольского полуострова этой стране с целью их контроля над Северными морями и Арктикой».

 

 

Мурманская магистраль не смогла быть использована в Первой мировой воне, а во время Великой Отечественной войны эта железная дорога, которую в советское время назвали Кировской, связывала Европейский Север нашей страны с Мурманским портом, через который поддерживалась связь с союзниками. Именно сюда приходили техника, вооружение и продовольствие по ленд-лизу. В сложнейших природно-климатических условиях (дорога проходила по болотам), на расстоянии, близком к линии фронта, под непрерывными бомбёжками и обстрелом диверсионных групп противника, через Кировскую железную дорогу осуществлялось снабжение армий Карельского фронта. За годы войны по железнодорожным путям были переброшены сотни тысяч солдат и офицеров, осуществлены поставки продовольствия, медикаментов и вооружения на фронт, а также эвакуировано население и материально-техническая база в тыл. А в блокадный Ленинград были отправлены несколько эшелонов с рыбой.

Из фильма Владимира Кузнецова «Романов-на-Мурмане»: «Если Пётр I прорубил только окно в Европу, то Николай II распахнул для России широкие ворота в Арктику, чем до сих пор мы и владеем. Романов-на-Мурмане и железная дорога к нему строились нашим Царём на века как форпост Российского государства.

Теперь, с высоты прожитых лет, мы можем твёрдо сказать, что наш Государь Николай II в смутное время для страны думал не о себе, а о России, то есть о нас с вами».

 

ФАКТ № 3. 35-Я БАТАРЕЯ – ПОСЛЕДНИЙ ОПЛОТ ГЕРОИЧЕСКОЙ ОБОРОНЫ СЕВАСТОПОЛЯ

Оборонительные сооружения «35 батарея» в Севастополе – одно из самых значимых артиллерийских укреплений Великой Отечественной войны. Это место, которое является одним из самых святых для жителей Севастополя, место, которое в июне-июле 1942 года стало последним пятачком героической обороны города для оставшихся 80 тысяч его защитников. Из фильма «35 Береговая батарея. Неизвестная драма Севастополя»: «Мыс Херсонес. Сюда, к 35-й береговой батарее в последний день июня 1942 года стекаются защитники города. Сорокаметровый уступ нависает над морем. Может быть, именно здесь началась история «Заветного камня»? Раиса Степановна Холодняк, участница обороны Севастополя: «Стрелять уже больше нечем, отбиваться нечем. Ночью спустились по этому спуску пологому под скалы батареи. Поползла я к одному, а у него нога перевязана: – Давайте я вам помогу перебраться в безопасное место!. Он на меня посмотрел: – Где ж ты тут такое нашла, безопасное место? Ты видишь, у меня патроны есть, гранаты, видишь, есть, и с этого места я никуда не уйду».

 

 

 

Решение о строительстве укреплений на полуострове Херсонес было принято императором Николаем II 21 мая 1911 года, для чего была выделена сумма в 8 млн. рублей. Причиной, по которой было принято решение о возведении хорошо укреплённых береговых батарей под Севастополем, послужил провал обороны крепости Порт-Артур во времена русско-японской войны. По плану здесь должно было быть размещено две мощных батареи со сверхкрупным калибром с северного и южного флангов. Возведение фортификационных сооружений началось в 1912 году. Колоссальное сооружение, уходящее в землю на 27 метров, могло выдержать попадание трёх 2-тонных авиабомб в одну точку и было защищено от проникновения всех видов отравляющих веществ. Для сооружения 35-й батареи потребовалось больше бетона, чем для строительства ДнепроГЭС. Две орудийные башни, изготовленные в 1914-1916 гг. на Обуховском заводе были оснащены четырьмя 305-мм орудиями. Батарея могла удерживать круговую оборону, зона обстрела суши достигала на севере Бахчисарая, на юге – Симеиза. Приборы управления стрельбой находились на глубине 25 метров. Из фильма «35 Береговая батарея. Неизвестная драма Севастополя»: «Огромная цилиндрическая яма диаметром в несколько десятков метров. Это всё, что осталось от одной из башен батареи. Но башни – это только верхушка айсберга. Гигантские штольни уходят на глубину 10-этажного дома, бетона уложено, как при строительстве ДнепроГЭС, целый город с лазаретами, командными пунктами, электростанцией. Десятки тысяч человек нашли здесь убежище в те июльские дни 42-го».

 

 

 

Революция и гражданская война прервали строительство, оно было завершено только в 1928 году. Когда в 1941 году немецкие войска вторглись на территорию Крыма и подошли к Севастополю, их ждал поистине «тёплый приём». Из фильма «35 Береговая батарея. Неизвестная драма Севастополя»: «К середине октября 41-го года противник, овладев практически всем Крымским полуостровом, блокирует Севастополь с суши. Все попытки по освобождению Крыма удачи не приносят. И только Севастополь продолжает вести героическую оборону. 250 дней! Такой осады не выдерживала ни одна крепость мира. Нигде и никогда более неприятель не использовал такую мощь артиллерии. На 1 кв. метр оборонных линий сброшено более тонны снарядов и авиабомб». Защитники города держали оборону больше 250-ти дней и ночей, и только в июле 1942 года он был захвачен оккупантами, которые потеряли здесь около 300 тысяч своих солдат и офицеров.

 

 

 

Суперпушка «Дора» калибра 800 мм. Условия местности на подступах к Севастополю не позволяли немцам взять город штурмом, пока не сдались два ключевых объекта обороны: Инкерман – природная крепость с неприступными скалами и 35-я батарея, уничтожавшая технику и живую силу противника на дальних подступах к городу. Её не могли уничтожить несколько гитлеровских батарей, гаубиц и мортир. Именно для 35-й батареи немцы доставили под Севастополь знаменитую суперпушку «Дора» калибра 800 мм.

Из фильма «35 Береговая батарея. Неизвестная драма Севастополя»: «По специально проложенным путям доставлено самое тяжёлое оружие в истории войн – пушка «Дора», которая была спроектирована для разрушения наиболее мощных сооружений линии «Мажино». Первого июля, когда немцы уже хозяйничают в городе, 35-я береговая батарея продолжает вести огонь. Неприступная крепость наводит на неприятеля панический страх. Укрепрайоны Севастополя немцы называют уважительно: форт». Легендарная береговая 35-я батарея оттянула на себя и удерживала в течение длительного времени одну из лучших армий Вермахта, что повлекло за собой значительное ослабление позиций гитлеровских войск под Сталинградом.

Из фильма «Битва за Чёрное море. Береговые батареи»: «Здесь, на западном крае севастопольской земли, в казематах 35-й батареи и на несколько километров вокруг неё скопились десятки тысяч защитников Севастополя. Данные об их количестве разнятся: от 30 до 97 тысяч человек. Здесь же военный совет севастопольского оборонительного района принимал решение об оставлении Севастополя. В ночь на 2 июля, выстрелив последний боезапас, 35-я батарея, гордость отечественной фортификации, была взорвана. Героическая и трагическая севастопольская оборона подошла к концу. Она вошла в историю не только как эпопея грандиозного подвига, но и как самая ожесточённая в истории войн артиллерийская дуэль. Вадим Ханаев, историк: «Немцы считали Севастополь самой сильной крепостью в мире. И когда мы говорим об обороне Севастополя, мы должны учитывать, что фактически это единственная столь долговременная оборона, 250 дней, которая велась не в городе, как в Сталинграде, допустим, уличные бои, а на подступах к городу, то есть на оборонительных рубежах. И в этой связи мы действительно можем признать, что Севастополь был идеальной крепостью с отличным гарнизоном. Здесь сошлись все факторы в один. И поэтому мы можем считать, что, несмотря на то, что Севастополь был немцами взят ценой колоссальных потерь с их стороны, что под Севастополем мы одержали очень важную победу, потому что мы задержали наступление немцев на Кавказ и Сталинград, как минимум, на полгода. И поэтому в истории нашей окончательной победы в Великой отечественной войне и в истории битвы за Чёрное море очень важным элементом является оборона Севастополя».

 

ФАКТ № 4. ТРАНССИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ СПАСЛА МОСКВУ И ОБЕСПЕЧИЛА ТЫЛ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

Из фильма «Железная дорога в Российской империи»: «К 1917 году в стране действовали 74 железные дороги. Паровозы и подвижной состав для них производили 20 отечественных заводов. Пройдя многотрудным путём, Россия превратилась в крупнейшую железнодорожную державу мира». Фрагмент из фильма «Экономика при Николае II. История России ХХ века»: «Безусловно, что автором реформ в России выступала именно царская власть. Очень важным в русской монархии было обстоятельство, отмеченное русским философом Иваном Солоневичем: «Государь стоял над интересами различных групп и классов». Это очень хорошо было видно на примере реализации дальневосточной программы, а также на примере строительства Сибирского железнодорожного пути. В сооружении этой дороги был заинтересован средний класс. При этом чиновничество не видело смысла в строительстве Транссиба, а также в освоении Дальнего Востока. И только Император своей волей осуществил этот проект».

 

 

В одной из статей говорилось о значении Транссибирской магистрали для развития страны. Но в годы Великой Отечественной войны она сыграла решающую роль в победе. Из фильма «Декабрь 41-го. Спасти Москву»: «Осень 1941 года стала самым тяжёлым периодом Великой Отечественной Войны. Враг прорвался к самой Москве. В середине октября немцы вышли на окраину подмосковных Химок, и генералы Вермахта в мощные бинокли рассматривали башни Кремля. Красная армия отступала на всех фронтах, испытывая нехватку боеприпасов и провианта. В самой столице начались перебои с хлебом. На глазах у москвичей сапёры минировали предприятия, мосты и железнодорожные пути. В воздухе повисло нехорошее предчувствие скорого поражения. Михаил Мягков, доктор исторических наук: «Шоссе Энтузиастов было запружено массой народу, была сюрреалистическая такая картина, когда от здания ЦК поднимался чёрный дым, видимо, жгли документы, и на землю падал чёрный мокрый снег». А положение на фронтах было тяжёлым и непредсказуемым. Высшее руководство СССР фактически не знало реального расклада сил на подступах к столице, не имело сведений о дислокации частей Красной Армии и войск Вермахта. Маршал победы Георгий Жуков вспоминал: «Сталин болел гриппом, но работал. Поздоровавшись кивком головы, он предложил посмотреть на карту и сказал: «Вот, смотрите, какая сложилась обстановка на западном направлении. Не могу, говорит, добиться ясного доклада, что происходит сейчас, где противник, где наши войска. И если вы можете, поезжайте немедленно в штаб Западного фронта, разберитесь там с обстановкой и позвоните мне в любое время суток, я буду ждать». Даже через три четверти века впечатляют откровения маршала, вспоминающего свой проезд по передовым линиям обороны осенью 41-го: «На западном направлении, особенно на участке западного фронта, сложилась крайне опасная обстановка, что все пути на Москву, по существу, были открыты, т.к. на Можайской линии, где находились наши небольшие части, они, естественно, не могли остановить противника, если бы он двинул свои войска на Москву».

 

 

 

 

Вот что пишет Валерий Хатюшин, главный редактор журнала «Молодая гвардия»: «Осень 1941 года. За первые четыре месяца Великой Отечественной войны в боях с европейскими фашистами погибли два с половиной миллиона советских военнослужащих, три с половиной — были взяты в плен, полтора миллиона — дезертировали. Фактически советская армия на тот момент была разгромлена. Противостоять германской лавине, подходившей к Москве, по большому счёту было некому. В Москве это все понимали. Правительство и его учреждения были эвакуированы, тело Ленина — вывезено в Тюмень, а основные крупные здания в центре столицы — заминированы. Да, ударили сильные холода, но они не спасли Москву. И реальное чудо было не во внезапных морозах, а совсем в другом. Поистине фантастическое, почти невозможное чудо совершил Николай Второй. За время своего правления он осуществил проект будущего века: построил Транссибирскую магистраль — железную дорогу длиной девять тысяч километров, соединившую центр страны с Владивостоком.

 

Строили её практически вручную — через непроходимую тайгу, сибирские реки и горы, с помощью лопаты, кайла, кувалды и лошадей. Даже нынешний полёт наших космонавтов на Луну выглядел бы менее значимым и менее блистательным, нежели тот подвиг русских рабочих и русских инженеров. Только Провидение, знающее будущие перипетии истории, могло толкнуть на этот грандиозный шаг великого царя во имя своей великой России. Осенью 1941 года Сталин, в конце концов, поверил нашей разведке, что Япония не вступит в войну с СССР. И в десятидневный срок по Транссибирской магистрали была переброшена Дальневосточная армия вместе с вооружением и сибирскими резервами. Да, это именно она промаршировала по Красной площади на параде 7 ноября. Именно они, дальневосточники и сибиряки, отстояли Москву и отбросили немцев от столицы. Не будь Транссибирской железной дороги, в столь быстрый срок не удалось бы перебросить с Дальнего Востока к Москве войска и вооружение. И Москву пришлось бы сдать» 1. Из фильма «Декабрь 41-го. Спасти Москву»: «Документы свидетельствуют: контрнаступление – холодный расчёт ставки, основанный на данных разведки. Япония не нападёт на СССР раньше 1944 года, и потому свежие, хорошо обученные воинские соединения с Дальнего Востока и из Сибири были срочно переброшены под Москву».

Из фильма «Романовы. Царское дело. Фильм 5»: «Ещё до реформ Столыпина Государь передал крестьянам-переселенцам из центральной России лучшие Алтайские земли, находившиеся в его личной собственности. Дмитрий Матлин, историк: «Это были молодые здоровые семьи, крепкие хозяева. У них стали рождаться дети. Эти дети, спустя 20-30 лет, очень помогли в 41-м году отстоять Москву. Помощь пришла именно из Сибири. И вот так, может быть, опосредованно, и Николай II, и покойный Пётр Аркадьевич Столыпин спасли нашу страну уже в 1941 году». Из фильма «Поезда, выигравшие войну»: «В битве под Москвой Вермахт потерпел первое серьёзное поражение с начала Второй мировой войны. Немецкие генералы в своих мемуарах позже объяснят его двумя неприятными сюрпризами: внезапным появлением у Жукова резервных дивизий и трескучими русскими морозами».

Из фильма «Государь-Император Николай II. Опережая время»: Из интервью с Владимиром Лавровым, доктором исторических наук: «Вы представьте себе: 9 тысяч километров до Владивостока! Для ХIХ – начала ХХ веков это как проект полёта на Луну в ХХ веке. Говорили, что такое невозможно: огромное количество мостов, туннелей. Построили! Я вам вот что скажу: благодаря Николаю II мы в 1941 году не сдали Москву, благодаря Транссибирской магистрали, которую Николай II построил в 1904 году. Почему? Москву в 1941 году спасли дивизии, переброшенные с Дальнего Востока, и эти дивизии перешли в наступление и выиграли Московскую битву. Но если бы не было Транссибирской магистрали, они что, пешком бы шли 9 тыс. километров? Нет! Николай II создал то, что нам пригодилось, так что спасибо Николаю Второму!»

 

 

Хочется добавить к этому, что не только спасение Москвы удалось осуществить благодаря Транссибирской магистрали. В кратчайшие сроки по этой магистрали удалось перебросить из европейской части России в Сибирь важнейшие оборонные и стратегические предприятия, а также эвакуировать население и организовать в тылу производство и обеспечение фронта военной техникой и всем необходимым. Из фильма «Поезда, выигравшие войну»: «Врага удалось отбросить от Москвы. В тыл эвакуировано 2,5 тысячи предприятий и 18 млн. человек. Не хватает угля – паровозы топят дровами. Потеряно до 700 локомотивов, и машинисты в нарушение всех норм цепляют к поезду дополнительные вагоны. Поезда идут даже под бомбёжками и артобстрелами». Было создано стратегическое преимущество, которое и обеспечило усиление нашей армии и дальнейшую победу. Поэтому значение Транссиба для итогов Великой Отечественной войны трудно переоценить.

Из песни «Из тайги, тайги дремучей…»

Из тайги, тайги дремучей,

От Амура, от реки

Молчаливо грозной тучей,

В бой идут сибиряки. …

Знай, Сибирь: в лихие годы,

В память славной старины,

Честь великого народа

Отстоят твои сыны.

Русь свободная воскреснет,

Нашей верою горя,

И услышат эту песню

Стены древнего Кремля.

 

 

Из видеофильма «Николай II. Отречение, которого не было»: Пётр Мультатули, канд. истор. наук:

«В войну поколение молодых ребят, героев-комсомольцев, оно либо пало в 41-м году, либо попало в плен. Большинство полегло. А вот этот второй призыв, следующий призыв, там уже шли мужики по 35-40 лет, это они побеждали, а это были люди, в основном, очень многие из которых прошли Первую мировую войну и почти все крещёные. У нас ребята, которые работают на раскопках убитых, они, говорят, находят ямы, там огромное количество складней крестов, иконок, поэтому это тоже ведь русская цивилизация выиграла, «русская» – в широком смысле слова».

 

 

Таким образом, мы видим, как стратегические решения и деяния Николая II сыграли решающую роль в победе народа в ВОВ. Поэтому идея Натальи Поклонской пройти с портретом царя во время шествия «Бессмертного полка» имеет под собой серьёзные основания даже для тех, кто не понимает духовного подвига Николая Второго и той жертвы, которую он принёс для спасения России

 

 

 

 

ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ В ЦАРСТВОВАНИЕ НИКОЛАЯ II.

 

"При Николае II застраивались целые регионы, создавались сотни заводов, строились тысячи километров дорог. В то время как в школах заучивают несколько "великих строек" коммунизма, в тени остаются десятки безпрецендентных строек Николаевского времени:


1) Транссиб - самая длинная в мире дорога - около 10 тыс. км.


2) Дорога в Мурманск - самая северная дорога Империи.


3) Железные дороги Кавказа.


4) Железные дороги пустынь Средней Азии.


5) Новороссийское шоссе.


6) Амурское колесное шоссе.


7) Стратегическое шоссе на западе Империи.


8) Освоение Донбасса (металлургические, угольные, химические, военные, машиностроительные предприятия).


9) Освоение Кузбасса (в основном строятся угольные предприятия).


10) Угольные предприятия Восточной Сибири.


11) Освоение марганцевых рудников Грузии (Чиатура).


12) Медные заводы в Армении (Алаверди).


13) Освоение Урала (разработка медных месторождений, создание металлургических и машиностроительных предприятий).


14) Освоение Домбровского угольного бассейна в Польше.


15) Цинковые и свинцовые заводы Польши.


16) Создание нефтяной промышленности Северного Кавказа и Азии (Бакинский нефтеносный бассейн).


17) Форты и крепости на границах Империи (Брестская крепость, Новогеоргиевская крепость, крепость в Гродно, военный порт Александра III и крепость Петра Великого в Латвии, береговые батареи Севастополя, форты Петрограда (Тотлебен, Обручев), Кронштадтская минно-артиллерийская позиция (форты Николаевский и Алексеевский)).


18) Судостроительные заводы в Николаеве.


19) Судостроительные заводы в Ревеле (Таллин).


20) Реконструкция Мариинской водной системы.


21) Создание Северо-Донецкой речной шлюзованной системы.


22) Углубление рек Малороссии: Днепра, Днестра и Южного Буга.


23) Осушение болот Центрального региона и Западной Сибири.


24) Орошение пустынь Средней Азии (Мургабская ирригационная система в пустыне Каракумы, Романовский канал в "Голодной степи").


25) Создание энергетических систем: 279 городских электростанций, единая районная энергосистема Московского региона (станции Москвы, Электрогорска, Павловского Посада, Орехово-Зуево, линии электропередач и подстанции), первые крупные ГЭС.

 

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

 

 

Стихотворение «Россия» осенью 1917 года было послано Их Императорским Величествам в г. Тобольск. В 1919 г. оно было впервые напечатано в газете «Доброволец», выходившей в г. Кисловодске, а позднее было помещено в № 2 газеты «Царь-Колокол» от 31 августа 1920 г., издававшейся в г. Севастополе Н. П. Измайловым.

 

Россия Была Державная

Россия; Была великая страна

С народом, мощным, как стихия,

Непобедимым, как волна.

Но под напором черни дикой,
Пред ложным призраком «свобод»
Не стало родины великой,
Распался скованный народ.
В клочки разорвана порфира,
Растоптан царственный венец,
И смотрят все державы мира
О, Русь, на жалкий твой конец!
Когда-то властная Царица,
Гроза и страх своих врагов –
Теперь ты жалкая блудница,
Раба, прислужница рабов!
В убогом рубище, нагая,
Моля о хлебе пред толпой,
Стоишь ты, наша Мать родная,
В углу с протянутой рукой.
И в дни народной деспотии
В бродяге, нищенке простой
Никто не узнает России
И не считается с тобой.
Да будут прокляты потомством
Сыны, дерзнувшие предать
С таким преступным вероломством
Свою беспомощную Мать!

Орел, апрель 1917 года. Сергей Бехтеев.

 

 

 

 

 

 

Александра Федоровна, приняв Православие, настолько глубоко приняла новую веру в сердце, как будто бы с нею родилась!

 

 

 

Алексей Николаевич Романов - Наследник Цесаревич и Великий Князь, пятый ребенок и единственный сын Николая II и Александры Федоровны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<Назад  

Рейтинг@Mail.ru