Село Булыгино Зарайского уезда.

 

Добро пожаловать на страницу "Моя Рязань".

 

 

Древо-открытая православная энциклопедия

История Рязанского края: Историко-статистическое описание церквей Рязанской епархии (по данным «Рязанских епархиальных ведомостей» 1889-1892 годов)

История, культура и традиции Рязанского края

Булыгино Ревизские сказки священнослужителей Зарайского округа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Справка

Булыгино (Рыбновский район) Рязанской области

Булыгино (прежнее название - Кунаковичи, Булыгино тож), поселок Рыбновского района Рязанской области, в пределах Рыбновского благочиния Рязанской епархии. Булыгино, с. Рыбн. р-на. На рубеже XIX—XX вв. в селе находилось имение, принадлежавшее министру внутренних дел А.Г. Булыгину.

Населенный пункт получил название по землевладельцам Булыгиным.
В качестве села упоминается в документах 1676 года.
В сер. XVIII века село принадлежало князьям Друцким.
В 1842 году помещицей села была штабс-капитанша Евдокия Григорьевна Мевес .
В конце XIX века основным занятием жителей села было земледелие - большинство арендовало землю у помещиков, так как душевой надел был очень мал. Многие уходили в степи и нанимались погонщиками скота.
В это время в селе находилось имение, принадлежавшее министру внутренних дел А.Г. Булыгину.
В 1906 году упоминается как волостной центр, в селе действовала церковно-приходская школа, имелась ветрянная мельница.

Статистика

Храмы

Уроженцы села

 

 

Выписка из историко-статистического описания церквей Рязанской епархии (по данным «Рязанских епархиальных ведомостей» 1889-1892 годов)

Собраны М.Б. Оленевым
В 2006-2007 гг.


Предлагаемые историко-статистические описания церквей и приходов, извлечены из сообщений настоятелей храмов, присланных ими в 1883-1884 годах в Рязанский церковный историко-статистический комитет, и сравнены с сообщениями о. Иоанна Добролюбова в его книге «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии…».
Сохранена орфография, и стиль того времени.


С. Булыгино, церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Зарайского уезда) .


Село Булыгино расположено при небольшой речке Бугровке, в 28 верстах от Зарайска и в 30 - от Рязани. Свое название оно получило, вероятно, от фамилии помещика Булыгина. На теперешнее место перенесено, как уверяют старожилы, не более полутораста лет тому назад, прежде же было за 2 версты отсюда. К селу Булыгину принадлежат деревни Бутырки, Кишкино, Чаплыгино и Лужкя. В Булыгине находится каменная одноэтажная церковь, во имя Покрова Пресвятой Богородицы, с двумя приделами - Воскресения и Корсунской иконы Божьей Матери. Церковь заложена 27 мая 1761 года, приделы освящены 27 июля, а главная церковь - 30 октября 1763 года. Храмоздательницей была помещица княгиня Анна Андреевна Друцкая. Церковь имеет два входа - с запада под колокольней и с юга, северный вход заложен изнутри кирпичом 20 лет тому назад. Колокольня построена одновременно с церковью и соединена с ней, но имеет особый вход. Верхняя часть ее представляет собой каменный 8-гранный шпиль с 16 слуховыми окнами. Внутри церковь устроена крестообразно, и главная часть отделена от трапезы каменной стеной с полукруглым пролетом. В главном алтаре находится деревянная резная сень над престолом с изображениями Господа Саваофа, тайной вечери, Рождества Христова, Преображения Господня и Благовещения, в южном приделе - сень над престолом висячая с изображением на парусине Господа Саваофа. Иконостас пред главным алтарем деревянный в два яруса, окрашенный в синюю краску с позолотой по местам. Из предметов более или менее старинных и замечательных обращают на себя внимание:


1) некоторые иконы, венцы и подвески на них; на некоторых из них есть помета годов (например, на иконе святой великомученицы Варвары сбоку ризы помечен 1739 год; на иконе Преображения - 1759 год), на других нет; многие украшены драгоценными камнями и жемчугом (например, на образе Тихвинской иконы Божьей Матери убрус содержит в себе 632 зерна жемчуга и граненые камни синего цвета; на образе Казанской иконы Божьей Матери и убрусе - до 800 зерен жемчуга, в жемчужном убрусе на другой иконе Тихвинской Божьей Матери вставлена серебряно-позлащенная звезда с 5 драгоценными камнями, а корона на Корсунской иконе Божьей Матери содержит с себе 65 драгоценных разноцветных камней)


2) священные сосуды - большая часть с пометою годов XVIII века


3) святые кресты, из которые наиболее примечателен небольшой серебряно-позлащенный крест (в 4 вершка), с частицею мощей святого Феодора, украшенный ниткою жемчуга в 200 зерен и вложенный в образ страстей Христовых, деревянный восьмиконечный крест (1 аршин высотой) с резным изображением распятия на лицевой стороне и с пометами о времени заложения и освящения храма - на задней;


4) два Евангелия напрестольные 1759 года.
Из церковных документов при церкви хранятся: метрические книги - с 1800 года, исповедные - с 1826 года, обыскные - с 1812 года и приходорасходные - с 1817 года.
Церковная библиотека очень незначительна: она состоит, кроме богослужебных книг (с 1747 года), из сборников проповедей и бесед Иоанна Златоуста, немногих богословских и других сочинений, приобретенных на церковные деньги. Причт при церкви с 1881 года состоит, согласно штату 1873 года, из священника и псаломщика, а прежде состоял из священника, дьячка, пономаря и до I860 года - диакона. По метрическим книгам значатся в текущем столетии священники - Феодор Игнатов, Тимофей Феодоров, Сергий Иванов Чельцов, Илья Прокопьев Дмитревский и Павел Кондратьев Феоктистов (см. у Добролюбова I, 205), диаконы - Тит Петров (1800-1826), Игнатий Петров Райский (1827-1860).
Взаимное родство членов причта прежде было обычным явлением и родственники - священно-церковнослужители жили нередко вместе, ведя общее хозяйство. Так, например, состояли в родстве священник Феодор Игнатов и сын его пономарь Тимофей Феодоров, диакон Тит Петров и отец его дьячок Петр Иванов, дьячок Матвей Титов и сын его пономарь Иван Матвеев.
Содержание причта составляли и составляют: плата за требоисправления, денежные и вещественные сборы с прихожан - денежные по годовым праздникам, вещественные или рожью раз в год (в количестве не более меры с двора), или печеным хлебом 2 раза в год (в количестве 2-3 хлебов с двора), случайный пособия от прихожан жертвователей (так, например, помещик князь Щетинин ассигновал на пособие причту ежегодно 60 рублей), наконец доход от церковной земли (всей земли при церкви 33 десятины, из них пахотной и усадебной - 29, сенокосной - 2 ? и неудобной - ? десятины).
Приход состоит из одних только православных, которых в 1884 году значилось 720 душ мужского и 768 женского пола. Главное занятие прихожан земледелие - большинство их арендуют земли у помещиков, так как душевой надел очень мал. Многие (особенно из деревни Лужков) уходят в степи и нанимаются в погонщики скота. Отдаленность некоторых деревень от приходской церкви заставляет многих прихожан редко посещать ее. Некоторые ходят в ближайшие иноприходские церкви. Например, крестьяне деревни Лужков - в храм села Алешни (в одной версте от деревни). Придельные храмовые праздники не чтятся в приходе, почитается только престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы и еще Духов день по случаю крестного хода вокруг полей села Булыгина. И тот и другой празднуются трехдневно. Во время крестного хода, по старинному обычаю, на полпути делается небольшой отдых, для которого мирская власть заблаговременно распоряжается приготовить яства и питие в подкрепление сопровождающих крестный ход. Для просвещения прихожан в Булыгине существует школа грамотности.

 

 

 

 

 

About Us | Site Map | Privacy Policy | Contact Us |

Рейтинг@Mail.ru

©2003 Company Name